Sony PlayStation 4 - начало нового поколения консолей
Несмотря на развитие и адаптацию PS3, Sony решила выпустить новое поколение игровой консоли, которая снова сможет просуществовать на рынке семь и более лет. Новая PlayStation 4 отражает взгляд компании на будущее игровых систем и уроки, которые компания выучила за время существования PS3. Она создала новый тип консоли для новых задач, которые будут интересны игрокам в период с 2014 по 2021 гг. В то время как Microsoft решила сделать универсальный развлекательный комбайн, Sony просто улучшила все составляющие, преследуя одну цель — создание наиболее совершенной игровой системы.
Конечно, внешний вид консоли — вовсе не тот параметр, из-за которого обычно принимается решение о покупке. Но все равно приятно, что Sony позаботилась о дизайне, уделила внимание деталям и создала систему, которая выглядит заметно лучше, чем PlayStation 3, Xbox 360 или Xbox One. Она весьма компактна — всего порядка 5 сантиметров в высоту, 30 см в длину и 25 см в ширину — она меньше любых версий PS3 (даже последней самой тонкой модели) и проще размещается под телевизором на полке для домашнего кинотеатра.
Внешне это не просто коробка — углы системы срезаны и создаётся впечатление, что она состоит из четырёх блоков (два матовых серых и два чёрных глянцевых), связанных друг с другом широкими швами. На лицевой стороне размещены два порта USB 3.0, а кнопки включения и доступа к дисководу легко нащупать (хотя и спутать их тоже наощупь поначалу весьма просто).
Задняя сторона системы оснащена стандартным, с небольшим запасом, набором портов: HDMI, Ethernet, оптический аудиовыход, разъёмы для подключения PlayStation Camera и питания. В отличие от Xbox One, не придётся искать места для большого внешнего блока питания — он встроен в консоль. Это не привело к шумности системы: в тихой комнате PS4 можно услышать, но при нагрузке она нагревается, хотя всё это не вызывает опасений.
PlayStation 4 получила специально созданный в AMD чип с восемью ядрами CPU Jaguar и производительным графическим процессором Radeon с архитектурой GCN. Чип достаточно мощный, чтобы исполнять игры нового поколения в разрешении 1080p при 60 кадрах/с. Использование однокристальной системы позволило сэкономить на стоимости, а архитектура x86 упростила создание игр, одновременно поставив крест на совместимости с PS3 — старые проекты работать не будут (за исключением тех, что будут переизданы), так что избавляться от предыдущей консоли пока рано.
PS4 также получила 500-Гбайт жёсткий диск (он стандартный, так что его можно обновить на более ёмкий), 8 Гбайт оперативной памяти GDDR5, 6-скоростной привод Blu-Ray, который позволяет быстрее по сравнению с PS3 загружать и устанавливать игры. Но Sony не реализовала некоторые функции на будущее: нет поддержки 5-ГГц диапазона Wi-Fi, как и стандарта 802.11ac. Впрочем, в будущих изданиях системы это, вероятно, будет исправлено.
Если говорить о DualShock 4, то это, без сомнения, лучший беспроводный контроллер из когда-либо сделанных Sony. Расположение основных элементов контроллера Sony не менялось уже 16 лет — как и три предыдущих модели DualShock, в наличии пара симметрично расположенных стиков по центру, четыре клавиши справа, крестовина слева и четыре курка.
Появились и новые функции — светящаяся разными цветами область на задней стороне и сенсорная панель сверху. Согласно впечатлениям людей, впервые взявших устройство в руки, — это один из самых удобных контроллеров. Конечно, удобство — понятие субъективное, но Sony, похоже, проделала хорошую работу. Кроме того, благодаря переработанным куркам и стикам DualShock 4, наконец, стал гораздо более подходящим для боевиков от первого лица. Сенсор движений в контроллере также был сильно улучшен. Например, им гораздо удобнее управлять летающими цветами в игре Flower — больше не создаётся впечатление, будто приходится бороться со средствами управления.
DualShock 4 теперь использует порт microUSB, так что зарядить контроллер можно от любого адаптера для смартфона или подключить к ПК. Весьма полезен и 3,5-мм порт для наушников. Он не только позволяет использовать идущую в комплекте гарнитуру для голосового общения, но и даёт возможность подключить любые наушники и направить все звуки системы через контроллер. USB-наушники можно подключить к самой консоли.
Светодиодная область, сенсорная панель и встроенный динамик пока не сильно используются в уже вышедших играх, но в будущем у них определённо есть потенциал. Светодиодная область позволяет камере PlayStation отслеживать положение контроллера в 3D-пространстве по аналогии с PlayStation Move. Также светодиоды могут сообщать информацию — в Killzone область горит зелёным цветом, когда запас здоровья на максимуме, а с уменьшением начинает светится жёлтым, оранжевым, и, наконец, на критическом уровне, начинает мерцать красным. К недостатку контроллера относится лишь то, что лучше держать его заряженным — при активной игре заряда может хватить примерно на 10 часов, но, в отличие от контроллера Xbox, в DualShock 4 используется собственный аккумулятор, так что нельзя просто заменить AA-батареи.
Почти всё, что работает на PS4, даже встроенный веб-обозреватель, требует входа в учётную запись PlayStation Network, а большая часть рекламируемых функций системы доступны только после 300-Мбайт обновления — без него, по сути, можно только вставить диск и играть. Многопользовательские игры, голосовой чат, проигрывание аудио на фоне, удалённое воспроизведение игр на PS Vita, даже проигрывание Blu-ray без обновления недоступны. Но и после обновления интерфейс PS4 по-прежнему вращается вокруг игр. Sony переработала его, сделав акцент на игры и новые социальные возможности.
Поначалу интерфейс кажется вполне удобным и ясным, но потом замечается, что почти для всех действий приходится совершать чрезмерное количество перемоток и нажатий. Основной список приложений и игр автоматически формируется на основе последних запущенных, так что нельзя рассчитывать, что что-то будет на том же месте, а с ростом списка навигация лишь усложняется. Пока нет способа отфильтровать или упорядочить перечень, даже в вынесенной отдельно библиотеке. Если у игрока много друзей, то экран новшеств будет заполнен сообщениями о всех без исключения запусках игр, достижениях и так далее.
Проблема и в том, что Sony не сделала уведомления удобными для взаимодействия, что давно есть в смартфонах. Если игрок видит, что его друг запустил игру Killzone, он не может просто нажать на уведомление, чтобы отправить сообщение или присоединиться к игре: придётся для начала посетить профиль друга. Даже при просмотре трансляции чей-то многопользовательской игры сразу присоединиться к игре не выйдет — нужно запустить игру или попросить приглашение. Если друг затем пришлёт сообщение, сразу понять, о чём идёт речь нельзя — PS4 лишь сообщит о входящем сообщении. Нужно покинуть игру и перейти к сообщениям, чтобы прочитать текст, а затем нажать ещё несколько клавиш, чтобы получить возможность ответа. В век мгновенной связи Sony пока не готова расстаться с почтой.
И хотя навигация и социальные функции пока кажутся сырыми, всё, что касается игр, работает хорошо. Каждая игра должна быть установлена на жёсткий диск, но их можно запускать в процессе установки. Из игры можно мгновенно перейти на домашний экран, запустить браузер, изменить настройки, проверить уведомления; после этого можно также мгновенно вернуться ровно в то же место игры. Оставить на фоне можно только одну игру. Хотя интерфейс консоли весьма быстрый, требовательная к ресурсам игра пока может приводить к замедлению работы. Если друзья в онлайне, нет необходимости прибегать к системе обмена сообщениями — для коммуникации можно использовать голосовой чат и автоматически перетягивать их в многопользовательскую игру.
Камера PlayStation, покупаемая отдельно, по сути пока бесполезна в виду отсутствия игр, которые бы её использовали. Зато она делает интерфейс PS4 более удобным — можно быстро перейти к любой игре в библиотеке, сказав «PlayStation» и название игры. Она также может распознавать лицо игрока для автоматического входа в систему, но при этом нужно держать в руках контроллер. Есть и несколько команд для создания скриншотов, выхода на домашний экран или выключения консоли.
На момент запуска в США доступно десяток приложений вроде Netflix, Hulu, Amazon, NHL, NBA. Разумеется, есть и браузер. Все приложения, кроме браузера, работают хорошо, последний же лишь чуть проворнее и лучше, чем на PS3 — любой современный смартфон работает лучше. Впрочем, переработанное приложение Netflix, например, выглядит отлично на большом экране. Но эти приложения явно не являются главными в PS4 — они запрятаны в раздел TV & Video на домашнем экране после приложений Sony Video Unlimited и Music Unlimited.
Чтобы подчеркнуть игровую направленность PS4, Sony даже убрала возможность воспроизведения файлов с жёсткого диска, что было очень удобно на PS3 (впрочем, в будущем эти возможности могут и вернуться). Даже при подключении камеры получить доступ к фотографиям и видео нельзя. Sony даёт ясно понять — PS4 предназначена для игр.
Вещание видео из игр Sony сделала одной из ключевых возможностей системы, даже вынесла её на отдельную кнопку. Нажимая Share (хоть во время игры, хоть с интерфейса консоли), можно сделать скриншот или поделиться последними 15 минутами видео. Контент складывается в каталоги, и в плане редактирования с ним мало что пока можно делать.
В целом PlayStation 4 — мощная и быстрая консоль с отличным контроллером и понятным интерфейсом. И хотя сейчас можно видеть немало шероховатостей в программной части (всё это со временем будет наверняка исправлено), единственная серьёзная проблема — отсутствие игр, которые бы по-настоящему склонили бы выбор в пользу Sony. Но они не за горами — Uncharted 4 и многие другие проекты уже анонсированы. Sony не делает громких заявлений о будущем домашних развлечений и не собирается менять принципы телевидения, как Microsoft. PlayStation 4 в полной мере и безоговорочно — игровая консоль. Пока, впрочем, огромный каталог игр PS3 выглядит куда привлекательнее всего, что может предложить PS4.